ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ В РОССИИ


ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ В РОССИИ
. Первое место среди них занимает. Русское Музыкальное О., с 1873 получившее титул Императорского; основано в СПБ. в 1859 (утверждено 1 мая) и возникло из симфонического общества (учрежд. 1840, фактически существовало до 1851) и симфонических концертов Спб. университета. Главным деятелем при основании Р. М. О. был A. Рубинштейн; кроме него первыми директорами Спб. отделения о-ва, которое вначале было единственным и олицетворяло собою все о-во, были гр. М. Виельгорский, Д. Каншин, B. Кологривов и Д. Стасов. Задачи о-ва – содействие распространению музыкального образования и развитию всех отраслей музыкального искусства в России, поощрение отечественных музыкальных деятелей. Мало-помалу стали открываться отделения о-ва: в Москве 1860 (главный деятель – Н. Рубинштейн), в Астрахани (преобразов. 1891 из Музык.-драматич. об-ва), Баку (1901), Вильне (1898), Воронеже (1895), Екатеринодаре (1901). Екатеринославе (1898), Иркутске (1901). Казани, Киеве (1864), Кишиневе (преобразов. 1899 из об-ва "Гармония"), Н. Новгороде (1873), Николаеве (1892, преобразов. из музык. кружка), Одессе (1884), Омске (1876), Орле (1900), Пензе (1881, возобновл. 1902), Полтаве (1899), Пскове (1873), Риге (1899, преобразов. из об-ва "Ладо"), Ростове н. Д. (1896, преобразов. из музык. кружка), Саратове (1873), Ставрополе-Кавказск. (1902). Тамбове (1881), Тифлисе (1883, преобразов. из Кавказск. муз. об-ва). Тобольске (1878, из об-ва любителей музыки), Томске (1879), Харькове (1871). Проводниками деятельности И. P. M. О. являются музыкально-педагогическия и музык.- художественные учреждения. О первых См. Консерватории. Вторые сводятся почти исключительно к концертам. При столичных отделениях даются в залах консерваторий ежегодно симфонические (10–12), квартетные (4–8) и иные концерты (в Москве 1901–02 дано было: 13 симфонич., 8 квартетн. и 10 общедоступных). Постоянными дирижерами концертов Об-ва были в СПБ: А. Рубинштейн – до 1867 и 1882–87; Балакирев 1867–69; Направник 1869–81; Ауэр 1887–92. В Москве: Н. Рубинштейн 1860–81; Эрдмансдёрфер 1882–89, Сафонов с 1890 поныне. Больше половины провинциальных отделений также устраивает симфонич. концерты от 1 до 7–8 (Киев) в год; камерные же концерты даются почти всеми отделениями Об-ва. По выработанной 1900 специальной инструкции в концертах И. Р. М. О. должны исполняться преимущественно общепризнанные образцовые произведения. Из новых сочинений допускается в программу концерта не более двух; каждая программа должна заключать в себе не менее одного русского сочинения. Солистами приглашаются преимущественно русские артисты. Каждое отделение управляется почти во всем самостоятельно местною дирекцией, избираемой почетными и действительными членами отделения и утверждаемой главною дирекцией (в московск. отделении в 1901–02 было 11 почетных и 136 действит. членов, из. них 12 пожизненных; в СПБ. меньше). В состав местной дирекции обязательно входит директор местных музык. классов, школы или консерватории И. P. M. O. Общее направление деятельности Об-ва и высшее наблюдение за действиями его отделений принадлежит главной дирекции Об-ва (в СПБ.). Председатель главной дирекции В. К. Александра Иосифовна, вице-председат. – В. К. Константин Константинович. члены: Э. Плеске, Э. Направник, А. Бернгард, В. Сафонов. При главной дирекции состоят также уполномоченные от всех отделений И. Р. М. О. Из 28 Спб-ских музык. об-в главные: 1) Спб. Филармоническое О-во, старейшее из существующих; основ. 1802 с целью возбуждать в публике интерес к классической музыке и помогать вдовам и сиротам музыкантов Импер. театров. Начало. благосостоянию об-ва положила оратория Гайдна "Сотворение мира", исполненная с тех пор 28 раз. В честь Гайдна о-во выбило медаль в 1808. О-во исполнило также 1824 впервые в Европе "Missa solemnis" Бетховена. Вообще в первую эпоху своего существования о-во имело крупное значение в музык. жизни СПБ.; оно исполняло лучшие симфонии и оратории (с помощью Придворной капеллы) классиков и позднейших авторов; в концертах его выступали лучшие иностранные и русские артисты и дирижеры (Берлиоз, Маурер, К. Шуберт, Вагнер, Бюлов, К. Лядов, А. Рубинштейн, Направник, К. Давыдов, Чайковский). С учреждением И. Р. М. О. и Бесплатной школы, музыкально-художественное значение о-ва стало падать; ныне концерты даются только эпизодически и задачи О-ва главным образом благотворительные. Председатель о-ва В. Вурм. – 2) Спб. О-во камерной музыки; основ. 1872 по инициативе Е. Альбрехта, бывшего до 1894 председателем о-ва. С 1897 председатель М. Беляев. О-во дает около 30 вечеров в год, из коих 5 публичных. С 1877 о-во ежегодно устраивает конкурс на сочинение струн. квартета, квинтета или трио. – 3) Спб. О-во музык. педагогов и других музыкальных деятелей, основ. в 1899; цель о-ва – сближение музык. деятелей для взаимопомощи и художественного преуспевания; при о-ве музыкально-посредническое бюро, хор, квартет струнный и вокальный. Председатель И. Гляссер (инициатор о-ва). – 4) Спб. О-во музык. собраний; цель – взаимное сближение членов и ознакомление их с произведениями музык. и музык.-критической литературы. О-во издает свой журнал "Известия Спб. О-ва м. с.". Председатель С. Соколов. – 5) Церк. певч. благотв. о-во, осн. 1902 по инициативе А. Архангельского; о-во устраивает ежегодно крупные духовные концерты. – 6) Спб. Музыкально-драм. кружок любителей; осн. 1877, устраивает ежегодно оперные представления, между прочим кружок этот впервые в СПБ. поставил "Евг. Онегина" Чайковского (1884). Из множества Спб. хоровых обществ старейшими и лучше поставленными являются немецкие: "Singakademie" (основ. 1822), дирижер П. ф. Моссин; "Liedertafel" (основ. 1840), дирижер А. Вульфиус с 1900; хоровые о-ва при церквах св. Анны (дириж. ф. Висендорф), Екатерины, (дириж. Р. Гессельбарт), Петра и Павла (основ. 1871, дириж. Л. Гомилиус). Все эти о-ва культивируют церковную и светскую музыку; ими был исполнен в СПБ. ряд больших ораторий, месс и т.п. Московские муз. о-ва (всего 11): 1) Филармоническое о-во, основ. 1883 по инициативе П. Шостаковского (преобразов из "О-ва любителей драматич. и музык искусств"). При о-ве существует муз.-драматич. училище (См. Консерватории). С 1898 о-во получает ежегодную государствен. субсидию 5000 р. По проекту устава 1903 о-во может открывать отделения в других городах. Делами о-ва руководит правление из 11 человек; председатель правления Н. Жедринский. О-во дает ежегодно в залах Дворян собрания 10 симфонических и (с 1901) 4 квартетн. концерта. Постоянными дирижерами о-ва были П. Шостаковский, В. Кесс (1899–1901), А. Зилоти (с 1901). – 2) О-во любителей оркестровой, камерн. и вокальн. музыки; основан. 1895; дириж. А. Литвинов. – 3) Русское хоровое О-во, основ. 1878 по инициативе К. Альбрехта; дириж. В. Сафонов; при о-ве есть хоровые классы; о-во принимает участие в концертах И. P. M. О. и других, а также дает 1–2 собствен. концерта в год. – 4) Немецкие хоровые О-ва: "Moskauer Liedertafel" (дириж. Ф. Брюшвейлер) и "Moskauer Männer-Gesangverein" (дириж. И. Бартц и Н. Кризандер); время от времени исполняют публично крупные оратории, кантаты и т.п. В Варшаве: 1) О-во "В-ая Филармония", имеет целью музык. развитие Варшавы, устраив. ежегодно 38 симфонич. конц. (собствен. оркестр и зал), около 50 популярных и 8 камерных. Председ. гр. М. Замойский; дириж. Э. Млынарский и К. Прохазка. – 2) "В-ое муз. О-во", устраив. еженедельно концерты с участием солистов и хора; директ. С. Носковский. – 3) "Русск. музык. О-во". Председ. Г. Гиппиус. – 4) "Лютня" польск. хоров. о-во. Председ. кн. М. Воронецкий. В Киеве: Киев.-Литер. Артист. о-во (осн. 1895). В Риге: 27 муз. о-в и кружков, в том числе Рижское Вагнеровское о-во (R-r Wagner-verein, основ. 1878), председ. К. Глазенап; "Ладо", недавно преобразованное музык.-литературное о-во (с 1863) и больше 16 певческих и хоровых о-в немецких, польских, латышских и др. – Хоровые кружки и о-ва развиты в России очень мало; исключение составляют окраины: Финляндия, Прибалтийские губернии и отчасти Польша. О-в же, поставивших себе задачей изучение "науки о музыке" (теория, история, эстетика музыки и т.п.) в России покуда вовсе не имеется. При перечислении о-в здесь не принимались в расчет музык. о-ва благотворительные, взаимопомощи и т.п. Список русских музык. о-в по городам можно найти в муз. календ. А. Габриловича за текущий год. также отчеты о-в. Срв. еще Оркестр.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ В РОССИИ" в других словарях:

  • общества музыкальные — общества музыкальные, объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые музыкальные общества в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 1772—77… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Общества музыкальные —       объединения музыкантов профессионалов, а также любителей с целью пропаганды, изучения отдельных видов музыкального искусства. Первые О. м. в России (назывались клубами) появились в Петербурге. В 1772 77 существовало концертное общество… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Общества музыкальные —         объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск ва. Существуют нац. и междунар. О. м.; разделяются они на исполнительские (хоровые, оркестровые …   Музыкальная энциклопедия

  • Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Музыкальные журналы — Музыкальные журналы  периодические издания, содержащие нотные записи музыкальных произведений и статьи про музыкантов и музыку. Предназначены для интересующихся музыкой и творчеством музыкантов. История Первым русским музыкальным журналом… …   Википедия

  • Музыкальные инструменты —         инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальные инструменты —         инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыкальные общества —         объединения профессиональных музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение музыкальной культуры, пропаганду и изучение отдельных видов музыкального искусства. М. о. национальные и международные бывают исполнительские …   Большая советская энциклопедия

  • Музыкальные журналы —         Первым русским М. ж. был нотный журнал «Музыкальные увеселения...», издававшийся в Москве в 1774 75. В конце 18 начале 19 вв. в Петербурге и Москве издавались многочисленные нотные М. ж., рассчитанные на различные общественные круги. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыкальные энциклопедии —         научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений, охватывающих все области музыкальной культуры. Появление М. э. относится к 18 в. и связано с распространением к тому времени музыки не только в привилегированной… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Бизнес-журнал №10/2014, Отсутствует. Ускорение без перестройки. Профессор НИУ ВШЭ Владислав Иноземцев размышляет о парадоксе российской экономической политики: в стране на протяжении многих лет производится массовый перелив… Подробнее  Купить за 33.99 руб электронная книга